ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗАХ КАЗАХСТАНА

Авторы

  • Джанисенова А.М. Университет Есенова, Актау, Казахстан Автор
  • Шарипова А.Б. Университет Есенова, Актау, Казахстан Автор
  • Оразбекова А.К. Казахско-немецкий университет устойчивой инженерии, г.Актау, Казахстан Автор
  • Темиргалиев Б.Е. Казахско-немецкий университет устойчивой инженерии, г.Актау, Казахстан Автор

Ключевые слова:

система инклюзивного образования, психосоциальная поддержка, доступность, возможности для учащихся с ограниченными возможностями, повышение квалификации учителей, академическая успеваемость, Личностное развитие, инфраструктурные ограничения, равенство, разнообразие, социальная инклюзия

Аннотация

В данной статье рассмотрены вопросы развития и психологической и 
социальной поддержки системы инклюзивного образования в высших учебных заведениях 
Казахстана. После обретения независимости в стране было проведено несколько реформ в 
системе образования и заложены правовые и институциональные основы инклюзивного 
образования. Однако, несмотря на законодательные достижения, существует множество 
проблем с эффективным внедрением инклюзивных практик в систему образования. В статье 
проанализирована важность психологической и социальной поддержки студентов с 
ограниченными возможностями, их влияние на академическое и личностное развитие. Кроме того, обсуждалась роль педагогов в создании инклюзивной среды, инфраструктурные и 
кадровые проблемы образовательных учреждений, а также необходимость разработки специальных программ и услуг. В данной статье мы нацелены на изучение системы психологической и социальной поддержки инклюзивного образования в вузах Казахстана. Проанализированы реформы, проводимые в Казахстане для инклюзивного образования, в 
том числе пути создания условий для студентов с инвалидностью и особыми образовательными потребностями, а также рассмотрены важность психологической и 
социальной поддержки в образовательных учреждениях, ее влияние на академическое и 
личностное развитие студентов, а также пути совершенствования системы инклюзивного 
образования.  В данной статье широко рассматриваются вопросы развития системы инклюзивного образования в высших учебных заведениях Казахстана и ее психологической и социальной поддержки. После обретения Казахстаном независимости были проведены масштабные 
реформы в сфере образования, заложены правовые и институциональные основы инклюзивного образования. Эти изменения были направлены на создание равных возможностей для студентов с особыми образовательными потребностями. Однако, 
несмотря на законодательные достижения, по-прежнему существует ряд препятствий для 
эффективного внедрения инклюзивных практик в систему образования. Эти барьеры вызваны недостаточной инфраструктурной и кадровой обеспеченностью образовательных 
учреждений, а также отсутствием специальных программ и услуг. 
В статье подчеркивается важность психологической и социальной поддержки 
студентов с особыми образовательными потребностями. Такая поддержка положительно 
скажется на их академической успеваемости, личностном развитии, адаптации к обществу и повышении качества жизни. Вместе с тем, обсуждалась роль педагогов в создании 
инклюзивной образовательной среды, рассматривалась важность повышения их 
квалификации. Особое внимание было уделено разработке специальных программ и услуг в 
образовательных учреждениях, а также внедрению современной инфраструктуры и 
технологий. Для совершенствования системы инклюзивного образования рекомендовано развитие 
скоординированной государственной политики, постоянная переподготовка педагогов, реализация мер поддержки, учитывающих особые потребности каждого студента, а также 
укрепление материально-технической базы образовательных учреждений. В заключительном 
разделе подчеркивается, что развитие инклюзивного образования является важным шагом не 
только к совершенствованию сферы образования, но и к продвижению принципов равенства, разнообразия и справедливости.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Опубликован

13.05.2025