ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗАХ КАЗАХСТАНА
Ключевые слова:
система инклюзивного образования, психосоциальная поддержка, доступность, возможности для учащихся с ограниченными возможностями, повышение квалификации учителей, академическая успеваемость, Личностное развитие, инфраструктурные ограничения, равенство, разнообразие, социальная инклюзияАннотация
В данной статье рассмотрены вопросы развития и психологической и
социальной поддержки системы инклюзивного образования в высших учебных заведениях
Казахстана. После обретения независимости в стране было проведено несколько реформ в
системе образования и заложены правовые и институциональные основы инклюзивного
образования. Однако, несмотря на законодательные достижения, существует множество
проблем с эффективным внедрением инклюзивных практик в систему образования. В статье
проанализирована важность психологической и социальной поддержки студентов с
ограниченными возможностями, их влияние на академическое и личностное развитие. Кроме того, обсуждалась роль педагогов в создании инклюзивной среды, инфраструктурные и
кадровые проблемы образовательных учреждений, а также необходимость разработки специальных программ и услуг. В данной статье мы нацелены на изучение системы психологической и социальной поддержки инклюзивного образования в вузах Казахстана. Проанализированы реформы, проводимые в Казахстане для инклюзивного образования, в
том числе пути создания условий для студентов с инвалидностью и особыми образовательными потребностями, а также рассмотрены важность психологической и
социальной поддержки в образовательных учреждениях, ее влияние на академическое и
личностное развитие студентов, а также пути совершенствования системы инклюзивного
образования. В данной статье широко рассматриваются вопросы развития системы инклюзивного образования в высших учебных заведениях Казахстана и ее психологической и социальной поддержки. После обретения Казахстаном независимости были проведены масштабные
реформы в сфере образования, заложены правовые и институциональные основы инклюзивного образования. Эти изменения были направлены на создание равных возможностей для студентов с особыми образовательными потребностями. Однако,
несмотря на законодательные достижения, по-прежнему существует ряд препятствий для
эффективного внедрения инклюзивных практик в систему образования. Эти барьеры вызваны недостаточной инфраструктурной и кадровой обеспеченностью образовательных
учреждений, а также отсутствием специальных программ и услуг.
В статье подчеркивается важность психологической и социальной поддержки
студентов с особыми образовательными потребностями. Такая поддержка положительно
скажется на их академической успеваемости, личностном развитии, адаптации к обществу и повышении качества жизни. Вместе с тем, обсуждалась роль педагогов в создании
инклюзивной образовательной среды, рассматривалась важность повышения их
квалификации. Особое внимание было уделено разработке специальных программ и услуг в
образовательных учреждениях, а также внедрению современной инфраструктуры и
технологий. Для совершенствования системы инклюзивного образования рекомендовано развитие
скоординированной государственной политики, постоянная переподготовка педагогов, реализация мер поддержки, учитывающих особые потребности каждого студента, а также
укрепление материально-технической базы образовательных учреждений. В заключительном
разделе подчеркивается, что развитие инклюзивного образования является важным шагом не
только к совершенствованию сферы образования, но и к продвижению принципов равенства, разнообразия и справедливости.