ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ НАДЕЖНОСТИ СЛОЖНОЙ СИСТЕМЫ ЭЛЕМЕНТОВ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
DOI:
https://doi.org/10.56525/5rk0pk08Ключевые слова:
надежность автомобиля, система автомобильного двигателя, безотказность сложной системы автомобиля, законы распределения вероятностей, резервирование автомобиляАннотация
В связи с развитием технического прогресса в автомобилестроении все более актуальными становятся вопросы повышения надежности автотранспортных средств. Потребность повышения эффективности эксплуатации автотранспортных средств в целях обеспечений выполнений необходимых объемов транспортных работ с минимальными затратами требует постоянной проработки вопросов по повышению эксплуатационной надежности автомобилей. Сложность задачи при этом заключается в том, что автомобиль является сложнейшей системой, включающей совокупность множеств действующих элементов – сборочных единиц и деталей, обеспечивающих выполнение ее функций. В статье на основе анализа функциональной надежности и безотказности элементов автотранспортного средства, представляющего собою объект со сложной системой, рассматриваются пути повышения безотказности автомобиля на основе использования законов теории распределения вероятностей при анализе надежности сложной системы автотранспортного средства. С учетом метода повышения надежности автомобиля резервированием проанализирована безотказность сложной системы, предусматривающая структурную избыточность с наличием в системе дополнительных элементов, не являющихся функционально необходимыми. Выполнен сравнительный анализ основных методов повышения надёжности сложной системы сложной системы элементов автотранспортных средств. Установлено, что поэлементное и общее резервирование позволяет значительно повысить надежность сложных систем, однако они имеют ряд недостатков, усложняющих конструкцию при дублирования каждого элемента, увеличивают число элементов в системе, снижающих её общую надежность соответственно. Поэтому повышение надежности чаще достигается не за счёт резервирований, а путём увеличения прочности деталей и улучшения их износостойкости. При анализе надежности сложных систем автотранспортных средств такие меры базируются на использовании законов теории вероятностей




